Самореализация учащихся в проектной деятельности
Проектная деятельность сегодня уже не является экзотикой. Ею занимаются учащиеся всех ступеней образования - от первоклассника до выпускника школы. Но важным вопросом, является, на мой взгляд, - как создать такое образовательное пространство, в котором проектная деятельность не была бы навязана ученику, и при выборе тематики, при организации проекта он чувствовал бы себя творцом, самостоятельным исследователем. Здесь огромна роль учителя. Талант, мотивация, социальная компетенция ученика развиваются только в том случае, если сам учитель осваивает новые ступени метода проектов.
В данном направлении большие возможности предоставляют проекты программы Intel «Обучение для будущего», проводимые на образовательном портале летопись.ру Для работы и участия в сетевых телекоммуникационных проектах на данном образовательном портале, организовала в 2009 году из учащихся 6-11 классов школы команду «Логос» и по настоящее время являюсь руководителем команды. Страница команды на портале - Команда Логос школы №1 города Лениногорска Республики Татарстан/2009. Принимали участие в проектах 300 ИнтелШкол Плюс, 300 ИнтелШкол 2010, 300 ИнтелШкол 2011, 300 ИнтелШкол 2012 и в настоящее время участвуем в проекте 300 ИнтелШкол 2013, проводимых в рамках Программы Intel «Обучение для будущего». По итогам проекта 300 ИнтелШкол Плюс команда школы стала победителем и вошла в состав 25 ИнтеЛлектуальных школ России. С июня 2009 года по настоящее время приняли участие в 20 сетевых проектах, в которых заняли - 9 призовых мест, в том числе, став в 2012 году победителями юбилейного проекта – квеста Летописи.ру-5 лет (страница проекта -Проект-квест Летописи.ру - 5 лет) среди 30 команд Российской Федерации (страница команды в проекте - Команда Логос школы № 1 города Лениногорска Республики Татарстан/Квест Летописи.ру — 5 лет). Учебные проекты имеют разнообразный характер, охватывают разные предметные области. Проект «Преданные и знаменитые» (Проект Преданные и знаменитые/Команда Логос школы №1 города Лениногорска Республики Татарстан) – искусство, история, информатика; «Волшебная сила искусства» (Проект Волшебная сила искусства) - искусство, компьютерная графика, «Практика - критерий истины» (Команда Логос школы №1 города Лениногорска Республики Татарстан/Проект Практика - критерий истины) - физика, математика, информатика и ИКТ, химия, география , «В Ванкувер с пылающими сердцами» (Проект В Ванкувер с пылающими сердцами)- информатика и ИКТ, обществознание, физическая культура, «Диалог столиц» (Команда Логос школы №1 города Лениногорска Республики Татарстан/Проект Диалог столиц) - история, краеведение, литература, информатика ИКТ, проект-марафон «Подружись с зеброй» (ОБЖ, информатика и ИКТ, русский язык и литература).
Сетевые проекты представляют наибольший интерес и возможность как для реализации творческого потенциала учителя, так и творческой самореализации учащихся. Потенциал проектной деятельности в развитии не только одаренных детей, которые реализуют себя и так, но и той группы школьников, которые не проявляют повышенные учебные способности или не могут их реализовать на обычных традиционных уроках. Не говоря уже о тех возможностях, которые представляет данная форма работы для общения, взаимодействия детей, расширения их кругозора и, прежде всего, для повышения самооценки самих ребят. Например, в ходе работы над проектом учащиеся пишут отзывы на работы других команд, проводят рефлексию в блоге проекта, или как в проекте «Диалог столиц» (страница в летописи: Команда Логос школы №1 города Лениногорска Республики Татарстан/Проект Диалог столиц) совместно работают в конференции по Skype, «защищая» личность, связанную с исторической столицей.
Каждый участник команды может выбрать те задания, которые ему по силам выполнить, учащиеся договариваются, распределяют роли, совместно обсуждают задания, иногда и спорят, как лучше выполнить работу. Ряд проектов требует проведение социальных акций, предусматривающих вовлечение в работу большую группу учащихся, а иногда даже и всю школу. В проект - марафон «Подружись с зеброй» были вовлечены учащиеся 2 класса, с участием которых и для которых проведена была акция «Зебра»; в рамках проекта «Внимание-сигарета» участники провели опрос, исследование по тематике среди учащихся школы, по результатам анализа создали буклет «Скажи сигарете-нет!» (Команда Логос школы №1 г.Лениногорска РТ/Архив 2009 г.)
Разнообразие представляемых форм работ - создание статей, презентаций, буклетов, ментальных карт, лент времени, видеофильмов, анимации, интерактивных стенгазет - способствует развитию детей, их умений и навыков на более качественно новом уровне, и что важно, как предметных, так и метапредметных: навыков познавательной, учебно-исследовательской деятельности, навыков решения проблем, самостоятельной информационной деятельности, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников. Фактически работа в проектах способствует овладению универсальными учебными действиями, которые неоценимы в последующей учебной деятельности. Все участники команды успешны в дальнейшем обучении.
По моему глубокому убеждению, участие в телекоммуникационном проекте – это путь к саморазвитию личности ученика через осознание собственных потребностей, через самореализацию в практической деятельности. Ведь помимо работы с конкретной темой, каждому школьнику - участнику проекта - предлагается широкий спектр коммуникативных связей с ребятами в группе, с участниками из других групп, с учителем. Вся проводимая работа позволяет усилить практико-ориентировочную направленность общекультурной образовательной подготовки учащихся; отражается на росте качества знаний, их прочности, действенности и системности, на повышении интереса к знаниям и процессу их самостоятельного наполнения.
Исследование, поиск, умение использовать новые технологии – это то новое, что востребовано сегодня. И думаю, что был прав американский футурист Элвин Тоффлер, когда писал: « В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться».
Хайруллина Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Основная общеобразовательная школа№1 г. Лениногорска» ЛМР РТ
|