Принципы. на которых строится обучение одаренных детей
К
основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного
возраста, относятся:
— Принцип
развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что
цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению
знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных
качеств учащихся.
— Принцип
индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны
как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности
учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных
детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
— Принцип
учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие
содержания образования и методов обучения - специфическим особенностям
одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие
возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что
может привести к отрицательным последствиям.
Цели обучения
- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного
ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то,
какое применение оно будет иметь);
- создание условий для развития творческой личности;
развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие
самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
- обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня,
обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня
компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными
потребностями и склонностями учащихся
Содержание
образования1. Углубление. Данный подход
эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по
отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.
При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей
знания.
2. Обогащение. Этот подход ориентирован
на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения
традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или
дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось
достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой
деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная
программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы,
способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль,
критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию
обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной
информации. Такое обучение осуществляется в рамках инновационных
образовательных технологий, а также через погружение учащихся в
исследовательские проекты..
3. Проблематизация.
Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся.
Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений,
пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций,
что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению
различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Методы и средства обучения
Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются
методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические,
исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной
и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий
потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов
одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого
мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации,
настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной
стабильности и способности к сотрудничеству и др.). Процесс обучения одаренных
детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных
источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные
сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении
больших объемов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо
применение компьютеризованных средств обучения. Полезными могут быть и
средства, обеспечивающие богатый зрительный ряд (видео, ОУО и т.п.).
В целом, в обучении одаренных эффективность использования средств обучения
определяется главным образом содержанием и методами обучения, которые
реализуются с их помощью.
Этапы работы
1
этапИгровой («примерка»
разных видов знаний учеником на себе, осуществление выбора, самоопределение).
Цель учителя: Формирование положительной
мотивации к познавательной самостоятельности и творческой активности на основе
деятельностных технологий
Формы: уроки коллективного творчества,
предметные декады, исторический марафон, исторический аукцион, конкурсы,
викторины
2 этап
Цель:
Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности на
основе проектной технологии.
Формы: урок-творческая лаборатория,
факультатив, спецкурс, где ребята применяют свои знания, умения в нестандартной
ситуации, используется фронтальный метод приобщения к творческой деятельности с
выходом на конечный продукт творческой деятельности (рефераты, рабочие
проекты).
3 этап
Цель:
Совершенствование навыков творческой деятельности на основе
поисково-исследовательских технологий
Формы: конкурсы, соревнования с выходом за
рамки школы.
4
этапЭтап
мастерства (ребенок обгоняет сверстников, основная забота педагога – рост профессионального
мастерства).
Цель: Совершенствование навыков творческой
деятельности на основе поисково-исследовательских технологий
Формы: творческая
мастерская ученического исследования (8 – 11 кл.), олимпиады.
Разработаныдидактические материалы для индивидуальной
работы с учащимися, для эффективной подготовки их к олимпиадам. Опубликованы на
страницах всероссийского электронного издания «Завуч-инфо». Результаты работы :Достижения учащихся в олимпиадах: (
2006 – 2009 гг.)учитель: Хайруллина
Е.А.